В избранное | Сделать стартовой |  Гостевая книга | Почта
Интернет
Выберите альбом:
Самоучитель игры на гитаре
Краткое пособие по теории музыки для начинающих
Варианты настройки гитары
Назад
Главная
Найти
TOP 1000

                                 ( У В А Г А )
            УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ АККОРДОВ ГИТАРОЙ АППЛИКАТУРЫ

   Hа протяжении многих лет человечество пыталось раскрыть тайну УНИВЕРСАЛЬ-
НОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЯ АККОРДОВ для гитары. В застойные времена в любом магазине
культтоваров можно было приобрести "определитель аппликатуры аккордов" - слож-
ное механическое изделие, состоящее из дюралюминиевых пластины и диска с про-
резями. Вращая диск, можно было определить несколько основных видов аккордов в
любой из тональностей. Идея сама по себе неплохая, но сложные аккорды по этому
прибору определить было нельзя. Предпринимались также попытки собрать все су-
ществующие аккорды в один каталог. Автор данной статьи в свое время долго го-
нялся за книгой "5000 аккордов для шестиструнной гитары" издательства "EDITIO
MUSICA BUDAPEST" и добыл-таки ее, но многих нужных аккордов там так и не ока-
залось.
   И вот, после сложных теоретических изысканий эта Великая Тайна наконец была
раскрыта. Я не хотел бы унести ее с собой в могилу, ибо знаю, сколь великих
трудов подчас стоит найти нужный аккорд, а посему спешу поделиться ею со всеми
гитаристами. Итак, предлагаю Вашему вниманию сей скромный труд:

        ==============================================================
   Как открыл для себя автор данной статьи, воспользовавшись классической
теорией музыки, существуют семь основных нот:

  до   ре   ми   фа   соль ля   си

  или в буквенном обозначении:

  C    D    E    F    G    A    B

   Тут я сразу хочу оговориться, что ноту "Си" я буду обозначать буквой "В". а
мой взгляд, это более логично, ибо, как за "А" следует "В", так и за "Ля" сле-
дует "Си". Вообще, обозначать ноту "Си" буквой "H" придумали немцы, которые
хотели нас запутать и таким образом отомстить за поражение в Великой Оте-
чественной войне. Англичане, американцы и вообще все прогрессивное челове-
чество обозначают ноту "си" буквой "B".
   Продолжим этот ряд дальше и пронумеруем каждую ноту по порядку, начиная с
ноты "до":
  C    D    E    F    G    A    B    C    D    E    F    G    A

  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10   11   12   13

   Эти цифры называются ступенями звукоряда. а них и строятся все аккорды.
   В классической музыке эти ступени называются следующим образом (в принципе,
это знать не обязательно, но желательно, т.к. они часто встречаются в музы-
кальной литературе):

1 - тоника (прима);
2 - секунда;
3 - терция;
4 - кварта;
5 - квинта;
6 - секста;
7 - септима;
8 - октава;
9 - нона;
10 - децима;
11 - ундецима;
12 - секдецима;
13 - терцдецима.

   Простой аккорд, который обозначается всего одной буквой - это мажорное
трезвучие. Он поэтому и называется трезвучием, что состоит всего из трех зву-
ков. Эти звуки - тоника, терция и квинта, то есть 1, 3 и 5 ступени. Поэтому
можно с уверенностью утверждать, что в аккорд, который обозначается буквой
"C"(до-мажор) входят ноты "до", "ми", и "соль". Те, кто знают, где на гитарном
грифе находятся эти ноты (см. приложение 1), смогут без труда поcтроить раз-
личные варианты аккорда до-мажор:

             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    |    о5   |    о3
           --|----|----|----|----|----|--      -
             |    |    |    |    х1   |   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
             |    |    х3   |    |    |   II     >   номера
           --|----|----|----|----|----|--       |
             х5   х1   |    |    |    |   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|----|--      -
(значок "х" означает, что в этом месте струну следует прижать пальцем, а цифра
рядом - номер ступени аккорда. Значок "о" означает открытую струну).

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x5   x1   |    |    |    х5   III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      |    |    |    |    |    |    IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x5   x1   x3   |     V
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    |    x5   x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    x3   |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--

   Если в обозначении аккорда есть буква "m", то это минорный аккорд. Напри-
мер, аккорд Cm - это минорное трезвучие, которое отличается от мажорного
только тем, что третья ступень в нем понижена на пол-тона. а гитарном грифе
следует переместить третью ступень на один лад вверх, и мы получим вместо
"до-мажора" аккорд "до-минор":

             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    |    о5   |    -
           --|----|----|----|----|-------      -
             |    |    x(m) |    х1   -   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|-------       |
             |    |    |    |    |    -   II     >   номера
           --|----|----|----|----|-------       |
             х5   х1   |    |    |    -   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|-------      -
(Буква "m" означает пониженную третью ступень, которая превращает аккорд в ми-
норный)
   В этом варианте первую струну придется заглушить, потому что третья ступень
была на открытой первой струне, и выше ладов уже нет.


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x5   x1   |    |    |    х5   III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      |    |    |    |    x(m) |    IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x5   x1   |    |     V
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    x(m) x5   x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    |    |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--

   Если аккорд имеет в своем обозначении какую-либо цифру, то это означает до-
бавление соответствующей ступени. апример, аккорд C6 имеет кроме 1-й, 3-й и
5-й ступеней еще и 6-ю ступень (ноту "ля"): Может добавляться не одна, а
больше ступеней. Тогда в обозначении аккорда они разделяются знаком "/". апри-
мер, аккорд С6/9 состоит из 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 9-й ступеней. (9-я ступень -
это нота "ре"):

             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    о9   |    |    о3
           --|----|----|----|----|----|--      -
             |    |    |    |    х1   |   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
             |    |    |    о6   |    |   II     >   номера
           --|----|----|----|----|----|--       |
             х5   х1   |    |    |    |   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|----|--      -
(значок "х" означает, что в этом месте струну следует прижать пальцем, а цифра
рядом - номер ступени аккорда. Значок "о" означает открытую струну).

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x5   |    |    |    |    |    III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      |    |    |    |    |    |    IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    х9   x5   x1   х3   х6    V
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    |    |    x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    x3   |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             х9   x5   x1   |    х6   |       X
           --|----|----|----|----|----|--

   Если в обозначении аккорда встречается "+" или "-" ("#" или "b"), то это
означает что соответствующую ступень следует повысить или понизить на пол-то-
на, т.е. на гитарном грифе перенести ее на один лад вниз или вверх соот-
ветственно. апример, аккорд C5+ - это "до-мажор" с повышенной пятой ступенью:

             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    |    |    |    о3
           --|----|----|----|----|----|--      -
             |    |    |    x5+  х1   |   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
             |    |    х3   |    |    |   II    |   номера
           --|----|----|----|----|----|--        >
             |    х1   |    |    |    |   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|----|--       |
             x5+  |    |    |    |    |   IV    |
           --|----|----|----|----|----|--      -


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x1   |    |    |    |    III
           --|----|----|----|----|----|--
Вар.2        x5+  |    |    |    |    x5+  IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x1   x3   |     V
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x5+  |    |    |     VI
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    |    |    x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    x3   x5+  |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5+  |    |    |    |      XI
           --|----|----|----|----|----|--
   Может быть, не все из этих аккордов удобно брать на грифе, они здесьприве-
дены только в качестве примеров. иже будет показано, как находить более удоб-
ные варианты.
   Я не хочу больше утомлять читателей описанием всевозможных аккордов. Поды-
тожим только общий принцип их построения:
   - Аккорд, обозначаемый одной буквой, состоит из 1, 3, и 5 ступеней;
   - В аккорде с буквой "m" третья ступень сдвинута на один лад вверх;
   - Аккорд, имеющий в своем обозначении цифру, означает добавление соот-
ветствующей ступени (особый случай для цифры "4". Ее присутствие означает, что
третья ступень заменяется четвертой)
   - Аккорд, имеющий в своем обозначении плюс или минус, означает сдвиг соот-
ветствующей ступени на один лад вниз или вверх.
   А как находить эти ступени на грифе? Если мы знаем,где находится хотя бы
одна из ступеней, то остальные найти довольно просто. Как установил автор дан-
ной статьи, при перемещении с шагом в один лад вниз по любой струне ступени
меняются в следующем порядке:

1 (тоника)
9- (уменьшенная нона)
9 (чистая нона)
9+, она же "m" (увеличенная нона совпадает с уменьшенной минорной терцией)
3 (мажорная терция)
4, она же 11 (кварта совпадает с ундецимой)
5- (уменьшенная квинта)
5 (чистая квинта)
5+ (увеличенная квинта)
6, она же 13 (секста совпадает с терцдецимой)
7 (чистая септима)
7+ (увеличенная септима)
1 (тоника)
....
и так далее.

   Так как гитарные струны имеют фиксированную настройку относительно друг
друга, то и относительное расположение ступеней на всем грифе строго фиксиро-
вано. апример, если найти первую ступень на каком-то из ладов первой струны,
то на второй струне на этом же ладу будет пятая ступень, и т. д. Это дает воз-
можность, зная аккорд в одной тональности, построить аккорд того же типа в
другой тональности, перенеся его по грифу на определенное количество ладов
вверх или вниз. При этом форма самого аккорда не изменяется. апример, сравним
аккорды "до-мажор" и "ре-мажор", у которых тоника на первой струне:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
    C        x1   |    |    |    x5   x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
"До-мажор"   |    |    |    x3   |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
    D        x1   |    |    |    x5   x1      X
           --|----|----|----|----|----|--
"Ре-мажор"   |    |    |    x3   |    |       XI
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       XII
           --|----|----|----|----|----|--
   Как мы здесь видим, форма аккорда и взаиморасположение ступеней сохрани-
лись, изменились только номера ладов. В первом случае тоника (нота "до") нахо-
дится на восьмом ладу первой струны, а во втором случае тоника (нота "ре") на-
ходится на десятом ладу. А если абстрагироваться от ладов, то можно найти ак-
корд этого типа для любой тональности. апример, мы хотим построить аккорд F
("фа-мажор") того же типа, то есть с тоникой на первой струне. Пользуясь при-
ложением 1, находим тонику (ноту "фа") на первой струне. Она находится на пер-
вом ладу (и на тринадцатом тоже, но там брать не очень удобно). Зная форму ак-
корда, строим его от первого лада и получаем искомый "фа-мажор"

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
    F        x1   |    |    |    x5   x1      I
           --|----|----|----|----|----|--
"Фа-мажор"   |    |    |    x3   |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       III
           --|----|----|----|----|----|--

   А теперь разовьем эту идею еще дальше. Представим себе бесконечный вир-
туальный гитарный гриф. Зная взаиморасположение ступеней, заполним все его ла-
ды, начиная, скажем, с первой ступени на первой струне:

             6        5        4        3        2        1

           ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             1       4(11)     7       9+(m)     5        1
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             9-       5-       7+       3        5+       9-
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             9        5        1       4(11)    6(13)     9
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
            9+(m)     5+       9-       5-       7       9+(m)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             3       6(13)     9        5        7+       3
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
            4(11)     7       9+(m)     5+       1       4(11)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5-       7+       3       6(13)     9-       5-
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5        1       4(11)     7        9        5
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5+       9-       5-       7+      9+(m)     5+
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
            6(13)     9        5        1        3       6(13)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             7       9+(m)     5+       9-      4(11)     7
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             7+       3       6(13)     9        5-       7+
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             1       4(11)     7       9+(m)     5        1
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             9-       5-       7+       3        5+       9-
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             9        5        1       4(11)    6(13)     9
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
            9+(m)     5+       9-       5-       7       9+(m)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             3       6(13)     9        5        7+       3
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             4        7       9+(m)     5+       1       4(11)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5-       7+       3       6(13)     9-       5-
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5        1        4        7        9        5
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5+       9-       5-       7+      9+(m)     5+
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
            6(13)     9        5        1        3       6(13)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             7       9+(m)     5+       9-      4(11)     7
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             7+       3       6(13)     9        5-       7+
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             1       4(11)     7       9+(m)     5        1
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                  ... и так далее до бесконечности
           ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

   Мы получили таблицу взаиморасположения ступеней (ТВС) на гитарном грифе.
   С помощью этой таблицы можно вычислить любой, даже самый сложный аккорд.
апример, нужно построить аккорд A7/9-
   1. определяем, какие ступени входят в этот аккорд: 1-я, 3-я, 5-я, 7-я и по-
ниженная 9-я.
   2. выбираем, на какой струне будет тоника.
   3. с помощью таблицы находим на этой струне цифру "1"
   4. ищем поблизости на остальных струнах цифры "3", "5", "7" и "9-" в произ-
вольном порядке так, чтобы аккорд было удобней взять.
   5. пользуясь приложением 1, находим лад, на котором находится тоника на
выбранной струне - аккорд вычислен!
   Допустим, тоника будет на шестой струне. Пользуясь таблицей, находим ва-
рианты аккордов:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|------------
             |    |    |    x9-  -    -
           --|----|----|----|------------
вар.1        |    x3   |    |    -    -
           --|----|----|----|------------
             x1   |    x7   |    -    -
           --|----|----|----|------------


             6    5    4    3    2    1
           --|---------|----|----|----|--
             x1   -    x7   |    x5   |
           --|---------|----|----|----|--
вар.2        |    -    |    x3   |    x9-
           --|---------|----|----|----|--
             |    -    |    |    |    |
           --|---------|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|-------
             x1   |    |    |    |    -
           --|----|----|----|----|-------
             |    |    |    x3   |    -
           --|----|----|----|----|-------
вар.3        |    x5   |    |    |    -
           --|----|----|----|----|-------
             |    |    x9-  |    x7   -
           --|----|----|----|----|-------

   Вариантов может быть бесчисленное множество, хватило бы пальцев на левой
руке.
   С помощью приложения 1 находим на шестой струне ноту "ля". Она находится на
пятом ладу. умеруем лады для найденных вариантов:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|------------
А7/9-        |    |    |    x9-  -    -     III
           --|----|----|----|------------
             |    x3   |    |    -    -     IV
вар.1      --|----|----|----|------------
             x1   |    x7   |    -    -      V
           --|----|----|----|------------


             6    5    4    3    2    1
           --|---------|----|----|----|--
             x1   -    x7   |    x5   |      V
A7/9-      --|---------|----|----|----|--
             |    -    |    x3   |    x9-     VI
           --|---------|----|----|----|--
вар.2        |    -    |    |    |    |       VII
           --|---------|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|-------
             x1   |    |    |    |    -       V
A7/9-      --|----|----|----|----|-------
             |    |    |    x3   |    -       VI
           --|----|----|----|----|-------
вар.3        |    x5   |    |    |    -       VII
           --|----|----|----|----|-------
             |    |    x9-  |    x7   -       VIII
           --|----|----|----|----|-------

   Следует отметить, что не обязательно, чтобы в аккорд входили все ступени.
Например, в первом варианте отсутствует 5-я ступень. Бывают аккорды, где от-
сутствует даже сама тоника. Во втором и третьем вариантах удобнее брать аккорд
без шестой струны, от этого его функция не меняется. Главное, чтобы в аккорде
не было лишних ступеней.
   При построении аккорда с помощью ТВС не обязательно "плясать" от первой
ступени, можно и от любой другой. апример, найдем аккорд Gm6 ("соль-минор с
секстой").
   В него входят 1-я ступень, пониженная 3-я ("m"), 5-я и 6-я. Вот от 6-й сту-
пени и будем отталкиваться. Допустим, что она находится на 4-й струне. аходим
в таблице цифру "6" на 4-й струне и рядом ищем "1", "m", и "5". Получаем ва-
риант:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    xm   |    |    |    |
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x6   |    |    |
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    xm   x5   x1
           --|----|----|----|----|----|--

   Тоника здесь автоматически обнаружилась на 1-й (6-й) струне. С помощью при-
ложения 1 определяем, что нота "соль" на первой струне находится на третьем
ладу. Нумеруем лады и получаем искомый аккорд:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    xm   |    |    |    |     I
  Gm6      --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x6   |    |    |     II
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    xm   x5   x1    III
           --|----|----|----|----|----|--
   Пожалуй, удобнее его брать без 5-й и 6-й струн, тем более что эти ступени
уже есть на 3-й и 1-й струнах.
   При помощи ТВС можно не только искать новые аккорды, но и анализировать уже
имеющиеся. апример, помнится, в эхе GUITAR.SONGS кто-то приводил два варианта
аккорда Е7 и спрашивал, какой из них правильный:

             6    5    4    3    2    1
             o    |    o    |    o    o
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x    |    |       I
  E7       --|----|----|----|----|----|--
             |    x    |    |    |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
вар.1        |    |    |    |    |    |       III
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
             o    |    |    |    |    o
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x    |    |       I
  E7       --|----|----|----|----|----|--
             |    x    x    |    |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
вар.2        |    |    |    |    x    |       III
           --|----|----|----|----|----|--
   Пользуясь приложением 1, определяем что нота "ми" (тоника аккорда) находит-
ся на открытой шестой (первой) струне. С помощью ТВС определяем, какие ступени
присутствуют в этих аккордах:

             6    5    4    3    2    1
             o1   |    o7   |    o5   o1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x3   |    |       I
  E7       --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   |    |    |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
вар.1        |    |    |    |    |    |       III
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
             o1   |    |    |    |    o1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x3   |    |       I
  E7       --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
вар.2        |    |    |    |    x7   |       III
           --|----|----|----|----|----|--

   В обоих вариантах присутствуют 1-я, 3-я, 5-я и 7-я ступени. Следовательно,
оба варианта верны.
   Таков общий принцип построения и анализа аккордов с помощью ТВС. Еще раз
хочу подчеркнуть, что все зависит от Вашей фантазии. Вы можете использовать
любые аккорды, главное, чтобы произведение, которое вы исполняете, звучало
так, как нравится Вам и Вашим друзьям. е бойтесь экспериментировать, и Вы
добьетесь своего.
   Желаю всем творческих успехов!

Андрей Антонов, г. Севастополь

           ========================================================

                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                     Расположение нот на гитарном грифе:

                    6       5       4       3       2       1

                    E       A       D       G       B       E
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             I      F       A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C       F
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             II   F#(Gb)    B       E       A     C#(Db)  F#(Gb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            III     G       C       F     A#(Bb)    D       G
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             IV   G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)    B     D#(Eb)  G#(Ab)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             V      A       D       G       C       E       A
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             VI   A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)    F     A#(Bb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            VII     B       E       A       D     F#(Gb)    B
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            VIII    C       F     A#(Bb)  D#(Eb)    G       C
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             IX   C#(Db)  F#(Gb)    B       E     G#(Ab)  C#(Db)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             X      D       G       C       F       A       D
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             XI   D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)  A#(Bb)  D#(Eb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             XII    E       A       D       G       B       E
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XIII    F     A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)    C       F
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XIV   F#(Gb)    B       E       A     C#(Db)  F#(Gb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XV      G       C       F     A#(Bb)    D       G
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XVI   G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)    B     D#(Eb)  G#(Ab)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XVII    A       D       G       C       E       A
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XVIII A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)    F     A#(Bb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XIX     B       E       A       D     F#(Gb)    B
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XX      C       F     A#(Bb)  D#(Eb)    G       C
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XXI   C#(Db)  F#(Gb)    B       E     G#(Ab)  C#(Db)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XXII    D       G       C       F       A       D
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XXIII D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)  A#(Bb)  D#(Eb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XXIV    E       A       D       G       B       E
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--

              =================================================

                                 ПРИЛОЖЕHИЕ 2

       FAQ-ЛИСТ (Список наиболее часто задаваемых вопросов и ответов):

   Вопрос: В обозначениях аккордов часто встречаются всякие таинственные знаки
типа "sus", "аug", "dim" и другие. Что это такое?
   Ответ: Csus - это то же, что C4 ; Caug - это то же, что C5+ ; Cdim (или C с
ноликом) - это уменьшенный аккорд, то же, что и Cm6/5- ; Cmaj (или Cmaj7+) -
это то же, что C7+ ; C с перечеркнутым ноликом - полууменьшенный аккорд, то же
что Cm7/5- .

   Вопрос: Если 4-я ступень совпадает с 11-й, 6-я с 13-й, 9+ с минорной тер-
цией, то чем же отличаются аккорды: С4 и С11; D6 и D13; E9+ и Em ?
   Ответ: если в обозначении аккорда встречаются цифры 11 или 13, то в нем,
кроме 4-й или 6-й ступени обязательно должна присутствовать и 7-я (а иногда и
9-я): С11=С4/7(C4/7/9); D13=D6/7(D6/7/9). Например, легендарная "Venus"("She's
got it") группы Shocking Blue начинается с аккорда B11:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    x7   |    x5   x1      VII
  B11      --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    |    |    |       VIII
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   |    x4(11)    |       IX
           --|----|----|----|----|----|--

   Отдельный случай для аккордов, где есть 9+ Это так называемый "расщеплен-
ный" аккорд. Он несет в себе функции и мажора, и минора, так как в нем при-
сутствует и мажорная терция, и увеличенная нона, совпадающая с минорной тер-
цией. Как правило, в нем также присутствует и 7-я ступень. Этот аккорд любил
использовать в своих композициях Джимми Хендрикс:

             6    5    4    3    2    1
             o1   |    o7   |    |    |
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x3   |    |       I
  E7/9+    --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   |    |    |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    |    x7   x9+(m)  III
           --|----|----|----|----|----|--

   Вопрос: что такое знаки "#" и "b" в обозначениях аккордов?
   Ответ: "#" - это знак "диез", обозначающий повышение на пол-тона или на
один лад вниз по грифу. "b" - это знак "бемоль", обозначающий понижение на
пол-тона или на один лад вверх по грифу. Если эти знаки стоят сразу после бук-
вы, обозначающей аккорд, то повышается или понижается весь аккорд. апример: C#
- это аккорд "до-диез-мажор", который можно получить, сдвинув аккорд "до-ма-
жор" на один лад вниз по грифу. Если эти знаки стоят чуть выше, перед цифрами,
в этом случае они заменяют знаки "+" или "-". Разница только в том, что "+"
или "-" ставятся не перед, а после цифр:
   7/5+ то же, что 7#5;
   7/9- то же, что 7b9 и т. д.

   Вопрос: в одной книге встретил аккорд Е11+ , а в таблице ТВС нет такой сту-
пени 11+. Как же найти этот аккорд?
   Ответ: Действительно, в некоторых джазовых школах встречается повышенная
ундецима 11+. Легко догадаться, что она совпадает с пониженной квинтой (5-),
так как на грифе за 11 ступенью на следующем ладу находится именно 5-. Поэтому
аккорд E11+ гармонически будет равен E7/5-

   Вопрос: Пользуясь ТВС, я построил аккорд Asus (то же, что A4) следующим об-
разом:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   x4   |    |    x5   x1      V
Asus       --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x3   |    |       VI
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x1   |    |    |       VII
           --|----|----|----|----|----|--
А он совершенно не вписывается в мелодию песни. В чем дело?
   Ответ: Дело в том, что в этом аккорде не должно быть 3-й ступени. Аккорд со
знаком "sus" (или с цифрой 4) имеет 4-ю ступень, которая получается путем по-
вышения 3-й ступени на пол-тона, или на один лад вниз по грифу. Поэтому этот
аккорд следует брать так:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   x4   |    |    x5   x1      V
Asus       --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    |    |    |       VI
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x1   x4   |    |       VII
           --|----|----|----|----|----|--

           =======================================================
   Замечания и вопросы присылайте по адресу:
Fidonet: 2:4600/103.10 Andrey Antonov
           =======================================================
Мумий Тролль Наше Радио Real Records Universal Music
Центр @бсолютного Реала Centre @bsolute Real Борисыч-Design
Copyright ©2001-2002
Designed by Borisych-design
Web-master: Alex Nosoff
Хостинг от uCoz